Читаем просьбу герцога
В 1858 году герцог Карл II Брауншвейгский и Пол Морфи сыграли знаменитую оперную партию, которая до сих пор завораживает и жертвой ферзя, и красивым матом.
Эти два человека во многом были похожи: помимо того, что оба любили оперу и шахматы, оба страдали паранойей и боялись быть отравленными. Карл II также имел страх быть похороненным заживо, поэтому завещал всё имущество городу Женеве при условии, что его тело поместят в достойном месте этого города в мавзолей, похожий на семейную гробницу Скалигеров в Вероне (рисунок прилагался к завещанию).
В своей последней воле Карл II использовал слово «imitation», поэтому разгорелись споры о том, должен ли монумент быть более-менее точной копией веронской гробницы (с той лишь разницей, что статуи должны изображать самого Карла II и его предков, гербы его рода), или же архитектору надо просто вдохновиться гробницей Скалигеров. В конце концов решили делать так же, как в Вероне, оставляя исполнителям достаточно мало места для творческого полёта фантазии.
Так появился мавзолей Карла II Брауншвейгского. В центре — саркофаг, снаружи по периметру на шести отдельных колоннах находятся статуи предков герцога, вверху — аллегорические изображения добродетелей.
![](http://i2.wp.com/myfive.travel/wp-content/uploads/2021/02/detali-mavzoleya-karla-braunshvejgskogo.png)
Photograph by Mike Peel (www.mikepeel.net)., CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
1. Саркофаг герцога
2. Статуи предков герцога
3. Статуи предков герцога с родовым гербом в руках
4. Аллегорические изображения
Женщина, укротившая льва и держащая в руках колонну, символизирует силу и мужество.
![](https://myfive.travel/wp-content/uploads/2021/02/mavzolej-karla-braunshvejgskogo-statuya-s-kolonnoj-i-lvom-muzhestvo-2-1059x1200.jpg)
![](http://i2.wp.com/myfive.travel/wp-content/uploads/2021/02/mavzolej-karla-braunshvejgskogo-statuya-s-kolonnoj-i-lvom-muzhestvo-888x1200.jpg)
Женщина с тремя лицами является символом благоразумия. Посмотрите на них! Слева — старое, посередине — зрелое, справа — юное. Они не просто представляют три стадии человеческой жизни, но и в целом символизируют три времени: прошлое, настоящее и будущее. В прошлом мы черпаем воспоминания и учимся у него, в настоящем — руководствуемся рассудком, о будущем — думаем и заботимся. Значение трехглавого образа здесь дополнительно поясняется введением чаши с водой, куда, как в зеркало, смотрит настоящее, где видит верно отражённую истину.
![](http://i3.wp.com/myfive.travel/wp-content/uploads/2021/02/mavzolej-karla-braunshvejgskogo-statuya-s-chashej-i-czvetkom-mudrost-2-1033x1200.jpg)
![](http://i3.wp.com/myfive.travel/wp-content/uploads/2021/02/mavzolej-karla-braunshvejgskogo-statuya-s-chashej-i-czvetkom-mudrost-969x1200.jpg)
Этот образ в искусстве встречается достаточно часто, один из примеров — картина Тициана.
![](http://i0.wp.com/myfive.travel/wp-content/uploads/2021/02/kartina-ticziana-allegoriya-blagorazumiya.jpg)
Titian, Public domain, via Wikimedia Commons
Женщина с мечом и весами традиционно символизирует справедливость: взвешивает все «за» и «против» прежде, чем пустить оружие в ход.
![](http://i0.wp.com/myfive.travel/wp-content/uploads/2021/02/mavzolej-karla-braunshvejgskogo-statuya-s-mechom-spravedilvost-2-1116x1200.jpg)
![](http://i0.wp.com/myfive.travel/wp-content/uploads/2021/02/mavzolej-karla-braunshvejgskogo-statuya-s-mechom-spravedilvost-897x1200.jpg)
Ну, и статуя с двумя кувшинами — образ умеренности. Женщина, скорее всего, разбавляет вино водой.
![](http://i2.wp.com/myfive.travel/wp-content/uploads/2021/02/mavzolej-karla-braunshvejgskogo-statuya-s-vinom-i-vodoj-umerennost-2-1112x1200.jpg)
![](http://i2.wp.com/myfive.travel/wp-content/uploads/2021/02/mavzolej-karla-braunshvejgskogo-statuya-s-vinom-i-vodoj-umerennost-949x1200.jpg)
Статуя женщины, кормящей двух детей — символ милосердия, появившийся в Италии в первой половине XIV века (противоположный этой добродетели порок — жестокость — часто представлялся фигурой, нападающей на младенца).
![](http://i1.wp.com/myfive.travel/wp-content/uploads/2021/02/mavzolej-karla-braunshvejgskogo-statuya-s-dvumya-detmi-miloserdie-2-1025x1200.jpg)
![](http://i2.wp.com/myfive.travel/wp-content/uploads/2021/02/mavzolej-karla-braunshvejgskogo-statuya-s-dvumya-detmi-miloserdie-863x1200.jpg)
Ну и последняя фигура — образ с крыльями. Согласно некоторым источникам — это архангел Гавриил, который правой рукой подаёт нам знак: «Не бойтесь!» На первый взгляд кажется, что левая рука просто лежит на колене, но, присмотревшись, вы увидите, что она держит некое подобие якоря — символа надежды.
![](http://i0.wp.com/myfive.travel/wp-content/uploads/2021/02/mavzolej-karla-braunshvejgskogo-statuya-s-yakorem-nadezhda-2-1057x1200.jpg)
![](http://i0.wp.com/myfive.travel/wp-content/uploads/2021/02/mavzolej-karla-braunshvejgskogo-statuya-s-yakorem-nadezhda-833x1200.jpg)
Вход в мавзолей охраняют два льва.
![](http://i3.wp.com/myfive.travel/wp-content/uploads/2021/02/lev-u-mavzoleya-karla-braunshvejgskogo-901x1200.jpg)
Σπάρτακος, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
Под ними две латинские надписи: «Post tenebras spero lucem» и «Post tenebras lux», что, соответственно, переводится как «Надеюсь на свет после мрака» и «После мрака свет». Последняя фраза является девизом Реформации и города Женевы; первая, скорее всего, выражает робкую просьбу самого герцога.
![](http://i2.wp.com/myfive.travel/wp-content/uploads/2021/02/nadpis-post-tenebras-lux-na-statui-lva-u-mavzoleya-karla-braunshvejgskogo--1200x1001.jpg)
![](http://i2.wp.com/myfive.travel/wp-content/uploads/2021/02/nadpis-post-tenebras-spero-lucem-na-statui-lva-u-mavzoleya-karla-braunshvejgskogo--1200x1139.jpg)
Весь внешний вид мавзолея, его стремящиеся вверх элементы безмолвно повторяют эту просьбу.
Использованные источники информации:
Vuffray, Eric. Genève et son livre de pierres, ou, Le symbolisme du monument Brunswick. 2013;
Département de l’aménagement, des constructions et de la voirie. Monument Brunswick. 2002.