о Швейцарии

Читаем просьбу герцога

В 1858 году герцог Карл II Брауншвейгский и Пол Морфи сыграли знаменитую оперную партию, которая до сих пор завораживает и жертвой ферзя, и красивым матом.

Эти два человека во многом были похожи: помимо того, что оба любили оперу и шахматы, оба страдали паранойей и боялись быть отравленными. Карл II также имел страх быть похороненным заживо, поэтому завещал всё имущество городу Женеве при условии, что его тело поместят в достойном месте этого города в мавзолей, похожий на семейную гробницу Скалигеров в Вероне (рисунок прилагался к завещанию).

В своей последней воле Карл II использовал слово «imitation», поэтому разгорелись споры о том, должен ли монумент быть более-менее точной копией веронской гробницы (с той лишь разницей, что статуи должны изображать самого Карла II и его предков, гербы его рода), или же архитектору надо просто вдохновиться гробницей Скалигеров. В конце концов решили делать так же, как в Вероне, оставляя исполнителям достаточно мало места для творческого полёта фантазии.

Так появился мавзолей Карла II Брауншвейгского. В центре — саркофаг, снаружи по периметру на шести отдельных колоннах находятся статуи предков герцога, вверху — аллегорические изображения добродетелей.

Мавзолей Карла II Брауншвейгского
Photograph by Mike Peel (www.mikepeel.net)., CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
1. Саркофаг герцога
2. Статуи предков герцога
3. Статуи предков герцога с родовым гербом в руках
4. Аллегорические изображения

Женщина, укротившая льва и держащая в руках колонну, символизирует силу и мужество.

Образ силы и мужества на мавзолее Карла II Брауншвейгского (фотография)
Образ силы и мужества на мавзолее Карла II Брауншвейгского (иллюстрация)

Женщина с тремя лицами является символом благоразумия. Посмотрите на них! Слева — старое, посередине — зрелое, справа — юное. Они не просто представляют три стадии человеческой жизни, но и в целом символизируют три времени: прошлое, настоящее и будущее. В прошлом мы черпаем воспоминания и учимся у него, в настоящем — руководствуемся рассудком, о будущем — думаем и заботимся. Значение трехглавого образа здесь дополнительно поясняется введением чаши с водой, куда, как в зеркало, смотрит настоящее, где видит верно отражённую истину.

Образ благоразумия на мавзолее Карла II Брауншвейгского (фотография)
Образ благоразумия на мавзолее Карла II Брауншвейгского (иллюстрация)

Этот образ в искусстве встречается достаточно часто, один из примеров — картина Тициана.

Тициан «Аллегория Благоразумия»
Titian, Public domain, via Wikimedia Commons

Женщина с мечом и весами традиционно символизирует справедливость: взвешивает все «за» и «против» прежде, чем пустить оружие в ход.

Образ справедливости на мавзолее Карла II Брауншвейгского (фотография)
Образ справедливости на мавзолее Карла II Брауншвейгского (иллюстрация)

Ну, и статуя с двумя кувшинами — образ умеренности. Женщина, скорее всего, разбавляет вино водой.

Образ умеренности на мавзолее Карла II Брауншвейгского (фотография)
Образ умеренности на мавзолее Карла II Брауншвейгского (иллюстрация)

Статуя женщины, кормящей двух детей — символ милосердия, появившийся в Италии в первой половине XIV века (противоположный этой добродетели порок — жестокость — часто представлялся фигурой, нападающей на младенца).

Образ милосердия на мавзолее Карла II Брауншвейгского (фотография)
Образ милосердия на мавзолее Карла II Брауншвейгского (иллюстрация)

Ну и последняя фигура — образ с крыльями. Согласно некоторым источникам — это архангел Гавриил, который правой рукой подаёт нам знак: «Не бойтесь!» На первый взгляд кажется, что левая рука просто лежит на колене, но, присмотревшись, вы увидите, что она держит некое подобие якоря — символа надежды.

Образ надежды на мавзолее Карла II Брауншвейгского (фотография)
Образ надежды на мавзолее Карла II Брауншвейгского (иллюстрация)

Вход в мавзолей охраняют два льва.

Лев у мавзолея Карла II Брауншвейгского
Σπάρτακος, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Под ними две латинские надписи: «Post tenebras spero lucem» и «Post tenebras lux», что, соответственно, переводится как «Надеюсь на свет после мрака» и «После мрака свет». Последняя фраза является девизом Реформации и города Женевы; первая, скорее всего, выражает робкую просьбу самого герцога.

Post tenebras lux
Post tenebras spero lucem

Весь внешний вид мавзолея, его стремящиеся вверх элементы безмолвно повторяют эту просьбу.

Использованные источники информации:

Vuffray, Eric. Genève et son livre de pierres, ou, Le symbolisme du monument Brunswick.  2013;

Département de l’aménagement, des constructions et de la voirie. Monument Brunswick. 2002.