Какой фонтан в Берне надо посмотреть в первую очередь?
«Я думал, после того, как я подожгу эти дома, у меня, у каменщика, наконец появятся работа и хлеб. Я сожалею об этом, я сожалею о своем преступлении».
Несмотря на то, что к тому моменту в Берне уже более тридцати лет никого за поджоги не казнили, и люди в огне не пострадали, вдовец и отец трёх детей Иоганн Кильхенман в 1855 году был приговорён к огромному штрафу и смертной казни.
Приговор озвучили на улице, на площади неподалёку от фонтана «Юстиция».
Этот фонтан, как и остальные десять фонтанов со скульптурами, сделанными на заказ, установили в Берне практически сразу после Реформации. Разве не странно? Сначала, следуя идеям протестантизма, власти распорядились уничтожить в церквях всё лишнее — алтари, статуи, картины, а потом взяли и заказали красивые фонтаны?
Нет, не странно. В Средневековье, когда не было ни телевизоров, ни плакатов, фонтаны были идеальным местом для рекламы. Ведь там не только брали воду, это было место, где собирались, обменивались новостями. И установить для народа у такого фонтана какую-нибудь напоминалку типа «Не укради!» или «Воровать — нехорошо!» было со стороны правительства очень умно.
Но вот как лучше напоминать? У властей по большому счёту было всего два пути: говорить о том, что запрещено или же о том, что такое хорошо и что такое плохо. Первый вариант основан на нормативной этике, на правилах и приказах. Второй — связан с этикой добродетели, с желанием, чтобы человек отвергал зло не потому что оно запрещено, а потому что оно — зло. И, судя по всему, в Берне выбрали последний вариант.
По Платону добродетелей всего четыре: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. В искусстве Средних веков и Возрождения их часто изображали в виде женских фигур с соответствующими атрибутами. Мудрость — с книгой, свитком, зеркалом или змеёй. Мужество — в доспехах, со львом и пальмовой ветвью. Умеренность — с уздой, дешёвыми продуктами или разбавляющую вино водой. Справедливость — с мечом и весами.
И да, мы найдём в Берне четыре фонтана, соответствующих каждой из этих добродетелей.
У кафедрального собора стоит «Моисей», изображающий апостола с десятью заповедями.
Есть «Самсон», разрывающий пасть льву.
Есть «Анна Зайлер», где мы видим переливающую что-то из кувшина женщину.
Ну, и есть «Юстиция» — богиня правосудия с весами, мечом и повязкой на глазах.
Все три последних атрибута — символы. Повязка — образ объективности и беспристрастности, весы — справедливости, а меч острием вверх — знак возмездия с подчёркнутой готовностью в любой момент пустить оружие в ход.
Но если мудрость основывается на разуме, мужество — на воле, умеренность — на преодолении чувственности, то справедливость — это сочетание всех этих трёх добродетелей, правильное соотношение мысли, действия и желаний.
«Вы знаете, последняя казнь на меня такое плохое впечатление произвела… Да и вообще… против я всего этого…», — сказал один из тех, кто принимал решение по делу 20-летней Гобат за семь лет до суда над бедным каменщиком Иоганном. Голос этого человека стал одним из тех, что сохранили жизнь Гобат, зарезавшей своего собутыльника ради дорогих часов. 79 проголосовали тогда за её смертную казнь, 82 — за тюремное заключение.
Фонтан «Юстиция» в Средние века стоял прямо напротив судьи, озвучивающего приговор, и, помимо прочего, должен был напоминать присутствующим о необходимости справедливых, взвешенных и беспристрастных решений.
Поэтому именно на этот фонтан в Берне надо смотреть в первую очередь, да и вообще почаще на него надо смотреть.
Использованные источники информации:
Hintermann, Jürg. Berns Brunnen: Ein Führer. Bern: Stämpfli, 2010;
Künzler, Lukas. Sind wir dafür da, um der Sentimentalität nachzuhängen?» Todesstrafe und Begnadigung im Kanton Bern 1831–1866. Berner Zeitschrift für Geschichte, 76(1). Historischer Verein des Kantons Bern, 2014.