о Швейцарии

На первый взгляд — похоже

Давайте начнём с того, что я предложу вам рассмотреть две фрески разных художников: Джованни Донато да Монторфано и Бернардино Луини.

«Распятие», фреска Джованни Донато да Монторфано в Милане, написанная в 1495 году
«Страсти Христовы», фреска Бернардино Луини в церкви Санта-Мария дельи Анджели в Лугано, написанная в 1529 году

Эти две фрески кажутся похожими, но это только на первый взгляд. Присмотревшись, становится понятно, что Луини пошёл дальше: его работа — это не одна картина, это семь отдельных эпизодов из жизни Христа.

1. Молитва в Гефсиманском саду;
2. Коронование терновым венцом;
3. Путь на Голгофу;
4. Распятие;
5. Оплакивание;
6. Неверие апостола Фомы;
7. Вознесение.

И чем дольше смотришь, тем больше удивляешься тому, насколько там всё симметрично и организованно: ангелы, парящие у Иисуса слева и справа, колонны по обе стороны картины — всё как будто в зеркале отражается. Даже Святой Себастьян и Святой Рох, изображённые между арками внизу, и те — будто немного отзеркаливают друг друга.

Фреска «Страсти Христовы» в церкви Санта-Мария дельи Анджели в Лугано, Jean-Pierre Dalbéra

Святой Себастьян был одним из приверженцев учения Христа и, несмотря на запрет, проповедовал христианство. За это его арестовали, отдали приказ расстрелять из луков, но он сумел выжить. Его также считали защитником от чумы.

Элемент фрески с изображением Святого Себастьяна в церкви Санта-Мария дельи Анджели в Лугано, Jean-Pierre Dalbéra

Святого Роха также почитали, как покровителя заболевших чумой. Легенда рассказывает о том, что он сам был исцелен от этой болезни ангелом. Здесь, как и на многих других классических изображениях, он указывает на чумную язву на своей левой ноге.

Элемент фрески с изображением Святого Роха в церкви Санта-Мария дельи Анджели в Лугано, Jean-Pierre Dalbéra

Бернардино Луини был учеником Леонардо да Винчи, и в той же церкви в Лугано он нарисовал свою версию «Тайной Вечери».

«Тайная Вечеря», фреска Бернардино Луини в церкви Санта-Мария дельи Анджели в Лугано
«Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи, Steel Wool

В «Тайной Вечере» у Луини апостолы тоже всё ещё «кучкуются» по трое, но уже сидят в другом порядке (например, у Леонардо да Винчи Иуда — четвёртый слева, у Луини — самый правый на центральной фреске). Также нетрудно заметить, что в работе Луини между Иисусом и остальными уже больше нет той дистанции.

Вы сможете увидеть, как выглядит церковь Санта-Мария дельи Анджели в Лугано изнутри, если нажмёте ссылку здесь.