Нищие на потолке
Осмелюсь предположить, что у многих людей начало Нагорной проповеди «Блаженны нищие духом» сначала вызывает недоумение.
Если понятно, что блаженный — это что-то хорошее, связанное с благом, то почему вдруг быть нищим духом — хорошо?
Толкований выражения «нищие духом» много, и они разные: начиная от тех, кто не противятся злу силой и заканчивая теми, кто cтрясли с себя земное богатство, как некую тяжесть.
Давайте посмотрим на тех, кто по замыслу художника, расписавшего потолки в соборе в Санкт-Галлене, являются «нищими духом».
Первый — это Франциск Ассизский, сын богатого купца. Франциска на 25 году жизни охватил религиозный энтузиазм. Поводом к этому было впечатление, произведенное на него при богослужении. До того дня он любил веселиться; а после бросил щегольство, стал спать на голой земле с камнем под головой вместо подушки, жил милостыней. При жизни на его теле появились язвы на тех местах, где они находились у распятого Христа. После смерти он был причислен к лику святых.
В Италии есть храм, стены которого расписаны сценами из его жизни. Одна из этих сцен представляет обручение Франциска с Бедностью. Бедность там изображена красивой женщиной с исхудалыми чертами лица и разорванным платьем. Один ребёнок замахивается на неё палкой, другой — бросает камнями, собака рычит, путь усеян тернием. Но она, спокойная и величавая, протягивает руку Франциску. Христос благословляет их брак, а с высоты небес на это зрелище взирает Господь, окруженный ликующими ангелами.
Подробнее о Франциске Ассизском можно узнать здесь.
Второй нищий духом на потолке собора в Санкт-Галлене — это Целестин. Он был сыном крестьянина, но решил провести жизнь отшельником. Жил на горе так строго, как это было возможно, потом основал орден целестинцев. В возрасте около восьмидесяти лет был избран Папой, после смерти провозглашен святым.
Третий нищий духом на потолке собора в Санкт-Галлене — Николай из Флюэ. Он был состоятельным крестьянином, у которого было десять детей. Но в возрасте около 50 лет он принял решение изменить свою жизнь. Покинув с согласия жены собственный дом, стал отшельником. После смерти причислен к лику святых. Его келья — одно из самых важных мест паломничества в Швейцарии. Здесь, в маленькой комнате (в 3,1 метра в длину, 2,8 м в ширину и 1,8 м в высоту), не имея даже самой простой мебели, в строжайшем посте и молитве он провел почти 20 лет. Вот, как она выглядит:
А вот, как выглядел он сам:
Четвёртый нищий духом — Иоанн Каливит. Это имя означает «Иоанн, живущий в хижине» (от греч. καλύβα — «хижина»). Он был сыном богатых и знатных родителей. Согласно легенде, те однажды приютили у себя в доме некоего монаха. Увлеченный примером праведной жизни, Иоанн бежал вместе с этим монахом и провел шесть лет в молитвах в монастыре, известном своей строгостью. Однако потом решил вернуться домой, чтобы не умереть на чужбине без родительского благословения. Одетый в рубище, Иоанн предстал перед родными, которые не узнали его. После настоятельных просьб они согласились поселить его в хижине у ворот возле дома, где тот прожил три года, скрывая, что он их сын.
Пятый нищий духом — Алексий. Его история похожа на предыдущую. Алексий тоже бежал из дома, тоже вернулся туда неузнанным, тоже жил в помещении у его входа, где также неустанно постился и проводил дни и ночи в молитве. Только прожил он там не три года, а семнадцать лет.
И последние двое — отшельник Галлус и его учитель Колумбан, всю жизнь стремившийся к аскетизму и полному уединению (например, Колумбан пожелал быть совершенно один даже на смертном одре). Кстати, вокруг монастыря, который основали последователи отшельника, вырос город Санкт-Галлен.
Эти семеро — только часть из изображённых на потолке в соборе в Санкт-Галлене. Помимо них, фрески показывают остальные семь типов блаженных, упомянутых в Нагорной проповеди.
В самом центре — голубь, символизирующий Троицу.
Роспись была сделана в 1760 году Йозефом Ванненмахером.
Вот так эта роспись выглядит, если смотреть на неё снизу:
А вот так выглядит сам собор:
Использованные источники информации
Grünenfelder, Josef. The Abbey of St Gallen — A Guide to the Cultural History, 2012.