о Швейцарии

Равные рядом

Давайте присмотримся к памятнику, который был воздвигнут в честь союза Женевы и Швейцарии, заключенного в 1814 году. Женщина слева символизирует Женеву, справа — Швейцарию.

Памятник объединению Женевы и Швейцарии, Brücke-Osteuropa, CC0, via Wikimedia Commons

Нельзя не восхититься свободным и возвышенным положением этих двух женских фигур, их элегантной позой и чудесными складками одежд. Всё в этом памятнике красиво.

Памятник объединению Женевы и Швейцарии, Daniel JolivetCC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Аллегорическое изображение Швейцарии исторически имело два варианта. Вариант первый показывал образ со множеством региональных продуктов, таких как сыр и фрукты.

Образ Швейцарии с продуктами (в правом нижнем углу) в книге Матьё Мериана «Topographia Helvetiae, Rhaetiae, et Valesiae»

Второй вариант аллегорического изображения Швейцарии — с оружием, венком и элементами, символизирующими бдительность, бесстрашие, независимость, мир и согласие, появился позже, уже после того, как в 1848 году была принята первая конституция.

Монета в два франка 1850 года с образом Швейцарии со щитом в руке

Монета в два франка 1874 года с образом Швейцарии со щитом и копьём в руках

Памятник объединению Женевы и Швейцарии был установлен в 1869 году, и мы видим здесь второй вариант: у Швейцарии (справа) на голове венок из дубовых листьев, в руках щит с гербом и меч. В Древнем Риме венок из дубовых листьев был высочайшей наградой полководцу-победителю. Дуб — символ мощи, выносливости долголетия, твердости, несокрушимости.

Памятник объединению Женевы и Швейцарии, Norbert Aepli, SwitzerlandCC BY 2.5, via Wikimedia Commons

В то же самое время образ Швейцарии здесь достаточно женственен: это не агрессивная воительница, а мать, которая в любой момент может встать на защиту своих детей.

Рядом (слева) стоит Женева, тоже с оружием, тоже со своим гербом, тоже спокойна и самоуверенна, но на голове не венок, а корона, форма которой напоминает зубцы крепостных стен. Такая корона в римской армии вручалась солдату, который первым поднялся на стену осажденного города, а потом её стали использовать в образах городов.

Автор этого памятника — Роберт Дорер. Скульптура обошлась Женеве примерно в 96 тысяч франков, 69 тысяч стоили сами статуи, 14 тысяч  — пьедестал, а остальное ушло на другие расходы (включая транспортировку).

Комиссия, которая организовывала конкурс, отметила, что им понравилась работа Дорера, потому что в ней Швейцария не «приветствует» и не «защищает» Женеву, тем самым помещая её в зависимое положение. Наоборот, они образуют группу из двух равноправных, стоящих бок о бок статуй, которые защищают и дополняют друг друга.

Использованные источники:

Véronique GONCERUT ESTÈBE. UNE ENTREPRISE PATRIOTIQUE A GENEVE AU XIXE SIÈCLE: LE MONUMENT NATIONAL ET SON INAUGURATION 1863-1870. Genève 1996 / édition revue pour publication numérique, octobre 2020.