Справедливость повсюду
Базельская ратуша, безусловно, выделяется своим красным цветом, но её внутренний двор не менее интересен. Когда вы туда заходите, то видите стены, украшенные фресками.
Давайте сначала схематично обозначим стены цифрами от одного до четырёх, а потом рассмотрим каждую из этих стен повнимательнее.
На первой стене мы видим изображение Страшного Суда.
Вверху Иисус, сидящий между Марией и апостолом Иоанном, внизу в левом углу в белой одежде — апостол Пётр с ключами от Рая, виднеющимися под его правой рукой. Епископ в зелёной одежде указывает Петру на праведные души, выходящие из церкви. А в центре картины дьявол в образе ястреба тащит в Ад монаха в чёрно-белом одеянии и женщину в белом фартуке. Но самое интересное, что там, справа, в пылающем аду, сидит сам папа римский: его можно узнать по соответствующей папской короне.
Дальше — картина «Сусанна и старцы». Если коротко, то согласно библейскому сюжету добродетельная Сусанна отвергла домогательства двух уважаемых в городе старцев, избранных судей. Сбежавшимся на крик Сусанны людям старцы рассказали, что это она виновна в прелюбодеянии, и они видели её с каким-то юношей. За это Сусанну приговорили к смерти, от которой ее спас пророк Даниил, уличив старцев во лжи. Сусанну оправдали, старцев казнили за лжесвидетельство, закидав камнями.
Это история о торжестве правды над ложью, о справедливости. Этот сюжет очень любят художники.
Вот так, например, его изобразил Рембрандт:
А вот так — Рубенс:
Но в отличие от Рембрандта и Рубенса, художник Ханс Бок выбрал для стен ратуши в Базеле не сцену в саду, где происходило домогательство, а эпизод суда и момент торжества справедливости. На его картине на самом деле изображены два хронологических события.
Первое, на левой, большей части, показывает нам пророка Даниила, сидящего на месте судьи. Справа от лестницы в окружении солдат стоят двое старцев в наручниках, слева от лестницы стоит сама Сусанна и смотрит на своих обидчиков. Даниил повернулся к группе мужчин и объясняет им, почему Сусанна невиновна, остальные присутствующие активно что-то обсуждают и жестикулируют.
На второй, правой, меньшей части картины, Сусанна стоит в компании двух женщин, а вдали двух старцев- развратников до смерти закидывают камнями.
А вот так выглядит ещё одна стена во внутреннем дворе ратуши в Базеле.
Тут изображены жители города, встречающие процессию посланников швейцарской конфедерации в 1501 году — году, когда Базель стал частью Швейцарии. Во главе — барабанщик и волынщик, за ними всадник с поднятым мечом, в конце — наёмные солдаты. Над ними покровитель города император Генрих II прижимает к груди базельский кафедральный собор.
Третья стена показывает ещё одну картину на тему справедливости — «Суд Камбиса» и трёх древнеримских богов.
Картина «Суд Камбиса» основана на сюжете, описанном в «Истории» Геродота: «Сисамн был одним из царских судей. За то, что он, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из неё ремней и затем обтянуть ими судейское кресло. Обтянув кресло, Камбис назначил судьёй вместо Сисамна, его сына, повелев ему помнить, на каком кресле он судит».
И мы видим на стенах ратуши в Базеле сына, восседающего на кресле, а за его спиной — бесформенную массу отцовской кожи.
Можете сравнить с картиной Герарда Давида, написанной на ту же тему.
Четвёртая стена в основном посвящена древнеримским богам. Здесь я покажу вам их схематично:
А на фотографии внизу вы сможете полюбоваться внутренним двором ратуши во всей красе.
Как мы видим, двор ратуши, которая до XVI века была также и зданием суда, украшен изображениями, почти на каждом шагу напоминающими о справедливости.
Использованные источники:
Martin Möhle. «Basel City Hall». Bern, 2014