У рыцаря
Давайте посмотрим, как на двух своих картинах Рубенс изобразил богиню воинской доблести. Заметьте, что и на первом, и на втором полотне мы увидим её (богиню Виртус) в шлеме и с оружием.
А вот, в каком образе та же самая богиня предстаёт на фреске дома «У рыцаря» в Шаффхаузене (слева):
Согласитесь, эта дама с зелёной повязкой вокруг бёдер и оголённой грудью ну уж очень мало похожа на богиню, вдохновлявшую римлян на боевые подвиги ради отечества. И действительно, по замыслу художника она обессилена.
Рядом с ней находятся двое: посреди мы видим образ государства (с короной), положившего свою отеческую руку богине доблести на плечо, справа — образ христианской церкви (с митрой), держащей богиню за руку. И вся троица смотрит туда, куда указывает рукой «церковь». А указывает она на аллегории славы и бессмертия.
Если коротко, то послание простое: государство и церковь напоминают «уставшей» богине, что за боевыми подвигами следуют бессмертие и слава.
И это — только часть фресок дома «У рыцаря» в Шаффхаузене, построенного более пятисот лет назад. Фрески появились на здании примерно в 1570 году и считаются одними из самых значимых ренессансных росписей в регионе.
В верхней части дома мы видим изображение человека на белой лошади.
Это — римский воин Марк Курций. Согласно преданию в середине Форума однажды появилась трещина неизмеримой глубины. Прорицатель тогда предсказал, что пока пропасть не будет заполнена, город будет находится в величайшей опасности, добавив, что она может быть заполнена лишь лучшим благом Рима. Тогда Марк Курций со словами «Нет лучшего блага в Риме, как оружие и храбрость!» в полном вооружении сел на коня и бросился в пропасть, которая после этого сомкнулась.
Слева над ним изображена женщина со львом, аллегория храбрости, справа — женщина со змеёй и зеркалом — аллегория мудрости. Марк Курций, по мнению художника, обладал этими обоими качествами.
Посмотрите, как изображали подвиг Марка другие художники:
Но давайте вернёмся к дому с фресками. В самом центре мы видим ещё два сюжета: слева — встречу Одиссея с Киркой, справа — превращение Дафны в лавровое дерево. И над окном между ними — пеликана, кормящего птенцов своей кровью — один из ярчайших символов самопожертвования.
Чтобы понять замысел этих фресок, надо вспомнить историю с Одиссеем и Дафной.
Кирка — обольстительная красавица. Одиссей во время своих блужданий по морю был занесён на остров, где она жила. Когда часть спутников, отправившаяся для исследования острова, была обращена Киркой в свиней, Одиссей отправился к дому волшебницы и с помощью данного ему Гермесом чудесного растения победил её чары. Здесь важно заметить, что после этого изумленная богиня предложила Одиссею свою любовь. Она приготовила ему омовение, напоила вином из золотых кубков и угостила вкусным ужином, а потом стала готовиться к тому, что проведет с ним ночь на пурпурном ложе. Но Одиссей не стал отвечать на любовные ласки Кирки до тех пор, пока она не освободила всех его спутников и других заколдованных ею моряков. То есть эта история — про человека, который не разрешает страстям взять вверх над долгом.
Посмотрите, как изобразил этот же сюжет Бартоломеус Шпрангер:
А вот история Дафны — это история про следование данным обещаниям. Дафна дала обет целомудрия, но была преследуема Аполлоном. Чтобы избежать его любви, она попросила родителей изменить её облик и была превращена в лавровое дерево.
Ну, и я не могу не показать вам скульптуру Джованни Бернини, обыгрывающую этот же самый сюжет:
А теперь подведём итоги.
Дом «У рыцаря» в Шаффхаузене напоминает о рыцарских добродетелях — мужестве, мудрости, самопожертвовании, контроле над страстями, выполнении обещаний и о том, что за рыцарской доблестью всегда следует бессмертие и слава.
Роспись фасада была сделана художником Тобиасом Штиммером по заказу рыцаря по имени Ганс фон Вальдкирх, который проживал в этом доме. Они, кстати, тоже изображены на фресках.
Использованные источники информации:
Ganz, Paul. «Die Wiederherstellung der Fassadenmalerei des Hauses zum Ritter in Schaffhausen», 1940.