о Швейцарии

У рыцаря

Давайте посмотрим, как на двух своих картинах Рубенс изобразил богиню воинской доблести. Заметьте, что и на первом, и на втором полотне мы увидим её (богиню Виртус) в шлеме и с оружием.

Виктория и Виртус, картина Рубенса, Liechtenstein Museum , Public domain, via Wikimedia Commons
Удача и Виртус, картина Рубенса, Peter Paul Rubens , Public domain, via Wikimedia Commons

А вот, в каком образе та же самая богиня предстаёт на фреске дома «У рыцаря» в Шаффхаузене (слева):

Согласитесь, эта дама с зелёной повязкой вокруг бёдер и оголённой грудью ну уж очень мало похожа на богиню, вдохновлявшую римлян на боевые подвиги ради отечества. И действительно, по замыслу художника она обессилена.

Рядом с ней находятся двое: посреди мы видим образ государства (с короной), положившего свою отеческую руку богине доблести на плечо, справа — образ христианской церкви (с митрой), держащей богиню за руку. И вся троица смотрит туда, куда указывает рукой «церковь». А указывает она на аллегории славы и бессмертия.

Дом «У рыцаря», элемент фрески в нижней части дома с изображением доблести (слева в зелёном), славы (посередине между окон) и бессмертия (справа)

Если коротко, то послание простое: государство и церковь напоминают «уставшей» богине, что за боевыми подвигами следуют бессмертие и слава.

Дом «У рыцаря», элемент фрески c аллегорией славы (оригинал, находится в музее)
Дом «У рыцаря», элемент фрески c аллегорией славы (копия, расположена на доме)

И это — только часть фресок дома «У рыцаря» в Шаффхаузене, построенного более пятисот лет назад. Фрески появились на здании примерно в 1570 году и считаются одними из самых значимых ренессансных росписей в регионе.

Дом «У Рыцаря», H. Zell, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

В верхней части дома мы видим изображение человека на белой лошади.

Дом «У рыцаря», элемент фрески с рыцарем, H. Zell, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Это — римский воин Марк Курций. Согласно преданию в середине Форума однажды появилась трещина неизмеримой глубины. Прорицатель тогда предсказал, что пока пропасть не будет заполнена, город будет находится в величайшей опасности, добавив, что она может быть заполнена лишь лучшим благом Рима. Тогда Марк Курций со словами «Нет лучшего блага в Риме, как оружие и храбрость!» в полном вооружении сел на коня и бросился в пропасть, которая после этого сомкнулась.

Слева над ним изображена женщина со львом, аллегория храбрости, справа — женщина со змеёй и зеркалом — аллегория мудрости. Марк Курций, по мнению художника, обладал этими обоими качествами.

Посмотрите, как изображали подвиг Марка другие художники:

«Подвиг Марка Курция», картина Симона де Вос, Simon de Vos, Public domain, via Wikimedia Commons
Подвиг Марка Курция, картина Бенджамина Хейдона, Benjamin Haydon, Public domain, via Wikimedia Commons

Но давайте вернёмся к дому с фресками. В самом центре мы видим ещё два сюжета: слева — встречу Одиссея с Киркой, справа — превращение Дафны в лавровое дерево. И над окном между ними — пеликана, кормящего птенцов своей кровью — один из ярчайших символов самопожертвования.

Дом «У рыцаря», элемент фрески, H. Zell, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Чтобы понять замысел этих фресок, надо вспомнить историю с Одиссеем и Дафной.

Дом «У рыцаря», элемент фрески c изображением Одиссея и Кирки

Кирка — обольстительная красавица. Одиссей во время своих блужданий по морю был занесён на остров, где она жила. Когда часть спутников, отправившаяся для исследования острова, была обращена Киркой в свиней, Одиссей отправился к дому волшебницы и с помощью данного ему Гермесом чудесного растения победил её чары. Здесь важно заметить, что после этого изумленная богиня предложила Одиссею свою любовь. Она приготовила ему омовение, напоила вином из золотых кубков и угостила вкусным ужином, а потом стала готовиться к тому, что проведет с ним ночь на пурпурном ложе. Но Одиссей не стал отвечать на любовные ласки Кирки до тех пор, пока она не освободила всех его спутников и других заколдованных ею моряков. То есть эта история — про человека, который не разрешает страстям взять вверх над долгом.

Посмотрите, как изобразил этот же сюжет Бартоломеус Шпрангер:

Одиссей и Кирка, картина Бартоломеуса Шпрангера, Bartholomeus Spranger , Public domain, via Wikimedia Commons

А вот история Дафны — это история про следование данным обещаниям. Дафна дала обет целомудрия, но была преследуема Аполлоном. Чтобы избежать его любви, она попросила родителей изменить её облик и была превращена в лавровое дерево.

Дом «У рыцаря», элемент фрески c изображением Дафны

Ну, и я не могу не показать вам скульптуру Джованни Бернини, обыгрывающую этот же самый сюжет:

Аполлон и Дафна, скульптура Джованни Бернини, Architas, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

А теперь подведём итоги.

Дом «У рыцаря» в Шаффхаузене напоминает о рыцарских добродетелях — мужестве, мудрости, самопожертвовании, контроле над страстями, выполнении обещаний и о том, что за рыцарской доблестью всегда следует бессмертие и слава.

Роспись фасада была сделана художником Тобиасом Штиммером по заказу рыцаря по имени Ганс фон Вальдкирх, который проживал в этом доме. Они, кстати, тоже изображены на фресках.

Дом «У рыцаря», элемент фрески c изображением Ганса фон Вальдкирха
Дом «У рыцаря», элемент фрески c изображением самого художника

Использованные источники информации:

Ganz, Paul. «Die Wiederherstellung der Fassadenmalerei des Hauses zum Ritter in Schaffhausen», 1940.