Ведомый
Давайте для начала вспомним, как выглядят некоторые памятники Александру Васильевичу Суворову в России.
В Санкт-Петербурге великий полководец изображён в образе бога войны Марса: в античном одеянии, с поднятым мечом в одной руке и щитом в другой. Здесь задачей скульптора являлось не портретное изображение реального Александра Васильевича, а прославление его гениального полководческого таланта, храбрости и мужества.
Памятник в Москве отличается тем, что cкульптор показал там Суворова не мифическим персонажем, а человеком. Здесь мы наблюдаем портретное сходство, здесь видим в выразительной мимике и кротость, и саркастическую улыбку.
Ну, а теперь давайте посмотрим, как выглядит памятник Суворову у перевала Сен-Готард в Швейцарии. Тут полководец изображен на коне, которого ведёт проводник.
Это не грозный воин, которого мы видели в Петербурге, это не энергичный предводитель, которого мы видели в Москве… Это — усталый человек, поднимающий в мольбе глаза к небу, это — обессиленный старик, осеняющий себя крестом.
Присмотритесь к его лицу… Огромные уши… Острый, резкий, будто выструганный из дерева нос… Тонкая полоска рта… Лицо не ассоциируется с победой, доблестью, смелостью, отвагой, скорее — с покорностью и надеждой.
Проводник, ведущий лошадь — сама судьба, на лошади — не великий полководец, а оловянный солдат, в трудный момент отдавший себя в руки Бога, положившийся на него.
И когда начинаешь понимать это, на глаза наворачиваются слёзы.
На видео внизу Дмитрий Тугаринов, автор этой скульптуры, снимает перед «своим» Суворовым шапку. Я присоединяюсь. Ведь только от гениального — мурашки.