Зелёное окно Шагала
«Там были картины с зелёными небесами и лиловыми морями. Там были картины, которые можно было бы объяснить только с точки зрения заведомого мошенника или ненормального», – с пеной у рта кричал Гитлер в 1937 году накануне открытия выставки «Дегенеративное искусство», где были представлены также работы Шагала.
Нацисты не любили всё трудное для понимания и предпочитали реализм, доступный и открытый для патриотической интерпретации.
Когда спустя чуть более тридцать лет Шагал создавал витражи во Фраумюнстере, ему было более восьмидесяти, его состояние составляло миллионы долларов и единственным живым художником более прославленным, чем он сам, был Пикассо.
Тогда станковая живопись уже не так занимала Шагала, он направлял энергию на то, чтобы соединять свет и цвет в монументальных произведениях. Его помощники говорили, что в моменты работы над витражами для религиозных сооружений «в нем ощущалось сознание избравшей его высшей силы».
Витражи в Цюрихе надо смотреть по спирали: но я не могу отвести глаз от зелёного, центрального окна.
Создаётся впечатление, что зелёный здесь – самый мягкий, но и самый сильный цвет. Он будто держит в равновесии все остальные окна: смягчает агрессивный красный, смешивает в себе солнечный жёлтый и глубокий синий.
А ещё кажется, что Христос в центре изображен одновременно и распятым, и воскресшим, и возносящимся вверх, и стоящим на месте.
У его ног, ближе к правому краю витража – ослица, на которой он въезжал в Иерусалим, а слева – народ, приветствующий Мессию.
В нижней половине витража – Божия Матерь с младенцем на руках, а в самом низу – ствол дерева.
Это дерево прорастает из золотистого кристалла, отдалённо напоминающего зерно.
Образ дерева жизни был центральным мотивом во Фраумюнстере уже в первоначальных эскизах Шагала.
Этот образ вообще появляется в его работах достаточно часто. Посмотрите на дерево слева от Архангела, изгоняющего Адама и Еву из Рая!
Особенно много параллелей можно провести между центральным зелёным окном в Цюрихе и изображением Моисея перед горящим кустом. Тоже синий ствол, тоже в верхней части дерева присутствует ореол, внутри которого тоже можно увидеть распростёртые руки и зелёный цвет.
То, что Шагал для Окна Христа выбрал во Фраумюнстере именно зелёный, на первый взгляд кажется необычным. Вы видели хотя бы один алтарь, где доминирует этот цвет? Но художник выбрал именно его: липовый в нижней части окна и изумрудный – в верхней.
Зелёный – это цвет надежды, возрождения и жизни. Поэтому центральное, главное окно в соборе Цюриха несёт идею о Боге милосердном, Боге всепрощающем, Бог любящем, Боге повсюду.
Использованные источники информации:
Вульшлегер, Джекки. Марк Шагал. История странствующего художника. Эксмо, 2010;
Fuchs, Walther. Chagall Fenster Zürich. Digiboo, 2019;
Riedel, Ingrid. Marc Chagalls Grüner Christus. Walter-Verlag, 1994.